Святые отцы справедливо утверждают: «Став христианином, не должно оставаться в неведении о содержании своей веры, ибо достойно горького рыдания зрелище – христианин, не знающий в чём состоит христианство!» (свт.Игнатий Брянчанинов).
В вопросах об обязанностях христианина знать свою веру, говорится что: «Мы (христиане) должны иметь теоретическое знание нашей веры», ведь правильное знание очень важно для нашей жизни, так как вокруг нас море всякого рода мнений, преданий и предрассудков. Сегодня мы по нерадению или еще по какой причине, не зная точного учения Церкви, теряемся отвечать на данные вопросы, потому что, не только сами должны быть утверждены в вере, но и «быть всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15). Отсюда следует, что наша первостепенная задача — это точное знание и понимание той веры, которую мы исповедуем.
Так, например, все основные положения и догматы Православной Церкви, изложенные в краткой, но очень точной форме мы можем увидеть в Символе веры.
Символ веры — это учение, окончательно составленное в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. Состоит он из двенадцати положений, или членов. В Древней Церкви существовали Символы веры, но они были связаны преимущественно с катехизацией (изучение основ Православной веры) и крещением. С возникновением и усилением ересей (ложных учений о Боге) потребовалось составить более полное и догматически точное исповедание веры, которым могла бы пользоваться вся Вселенская Церковь.
Каждый взрослый человек, принимающий Таинство Крещения и вступающий в Церковь должен произнести Символ веры, который нужно знать наизусть и читать без ошибок. При крещении младенцев Символ веры за них читают восприемники (крестные), которые также должны знать его. Символ веры входит в состав утренних молитв, а также он поется всенародно за каждой литургией в храме. Однако следует не только знать текст Символа веры, но и понимать его смысл, а для этого надо изучать его.
Первый вселенский собор
I Вселенский Собор был созван в городе Никее (Малая Азия) по поводу лжеучения пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий, Иисус Христос, сотворен Богом Отцом, является не Истинным Богом, а лишь высшим творением. Собор осудил эту ересь, изложил православное учение, составив первые семь членов Символа веры. На II Вселенском Соборе, созванном для осуждения ереси Македония, который отвергал Божество Святого Духа, были даны последующие пять членов Символа веры.
Вот как выглядит окончательно утвержденный отцами двух Вселенских Соборов Символ веры:
- Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
- И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено.
- Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
- Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного.
- И воскресшаго в третий день по Писанием.
И воскресшего в третий день, согласно с Писанием.
- И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца.
- И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца.
- И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
- Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
- Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Исповедую одно крещение для оставления грехов.
- Чаю воскресения мертвых,
Ожидаю воскресения мертвых.
- И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Аминь.
Первый член Символа веры
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Христианство, как единственная истинная религия, прежде, всего, выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему как к своему Небесному Родителю. Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: Отче наш (Отец наш). Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: вы не приняли духа рабства… но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8, 15–16). Слово авва в арамейском языке соответствует нашему папа—доверительное обращение детей к отцу.
Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «что Бог есть любовь» (Ин 4, 8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа сами возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с домостроительством спасения человека.
Бог — всесовершенный Дух. Он вечен, не имеет ни начала, ни конца. Бог — Всемогущий. В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в Своей силе и власти.
Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но и во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагой и Человеколюбивый. Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет всегда быть с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13–32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана. И, оглянувшись, увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в это время. И вспомнил человек: это было тогда, когда ему на долю выпали особо тяжелые испытания, и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни; следы глубоко врезались в землю — мне было тогда очень тяжело одному идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это — отпечатки не твоих стоп, а — Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это — отпечатки не твоих стоп, а — Моих» («Размышление смиренного сердца»).
Бог имеет всеведение. В Его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но и каждое слово и чувство. Господь знает будущее.
Бог Вездесущ. Он и на Небе, и на земле. Созерцание Божественного всеприсутствия вызывает радость и поэтическое умиление у Псалмопевца Давида:
«Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». (Пс 138, 8–10).
Бог — Творец неба и земли. Он — Причина и Создатель всего видимого и невидимого мира. Наш мир (Вселенная) очень сложно и премудро устроен, и, конечно, создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все Своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.
Бог обладает премудростью. Псалом 103-й — величественный гимн Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу». (Пс 103, 13–14).
Бог является Творцом не только видимого, материального мира. Он также сотворил мир духовный, не видимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира. Все Ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Денницей, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они стараются совратить людей в грех и погубить. Но Бог ограничил их власть и воздействие на людей. Без Его воли невозможно повредить даже свиньям. Это известно из евангельского рассказа об исцелении гадаринского бесноватого (см.: Мф 8, 30-32). К тому же у каждого христианина есть свой Ангел Хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия демонических сил.
Второй член Символа веры
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено.
Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу. Для раскрытия его необходимо побеседовать о тайне Святой Троицы.
Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства — учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями, как единосущны и равночестны. Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси. Отец — не сотворен, не создан, не рожден; Сын — предвечно рождается от Отца; Святой Дух — предвечно от Отца исходит. Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». На чем основана наша вера? На святом Евангелии: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28, 19). У Отца, Сына и Святого Духа одно имя («во имя»).
Земной человеческий ум собственными силами, без Бога, не может возвыситься до этой тайны. Тайна Святой Троицы открывается явно в воплощении Сына Божия и ниспослании Им Святого Духа. Однако уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. В начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе: И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 26-27). Слова сотворим человека указывают на множественность Лиц, а сотворил его — на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:
— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (3, 22).
— И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их (11, 6–7).
Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре, он увидел трех пришедших Путников. Он побежал Им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт 48, 3). Явились три Мужа, а Авраам обращается к Ним как к одному — Владыка.
Учение о Троице не является лишь богословско-теоретическим. В новозаветных священных книгах оно раскрывается в теснейшей связи с великими событиями Боговоплощения и искупления. Господь Иисус Христос неоднократно говорит и о Своем Богосыновстве, и о том, что Отец послал Его (Ин 5, 36), чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3, 17). Святой Дух участвует во всех делах домостроительства спасения человечества. Он оживотворяет и освящает. Человек, живущий в святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви, не сомневается в этой истине, она — неотъемлемая принадлежность его религиозного опыта. Изучавший догматическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня — догмата о Пресвятой Троице.
Познать до конца тайну Святой Троицы человеческий ум не может. Но мы можем использовать некие аналогии, которые, правда, являются условными и ограниченными, для того чтобы хотя бы частично понять единство и отношение между собой Лиц Святой Троицы.
Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца — это круг, от него рождается свет и исходит тепло. Святитель Василий Великий, рассуждая о Пресвятой Троице, использует явление радуги: «И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различия, но не можем измерить расстояний. В совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается в многоцветном сиянии».
Итак, второй член Символа веры говорит нам, что вторая Ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, Который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени. Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучения еретиков, в частности — Ария, учившего о тварности Сына Божия.
Имя Иисус означает — Спаситель, а Христос значит Помазанник (Мессия). Помазанниками с древности называли царей, пророков и первосвященников. Спаситель соединил в Себе все три этих служения. Бог Отец сотворил весь мир, видимый и невидимый, Сыном Своим. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна: Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть (1, 3).
Третий член Символа веры
Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Чтобы спасти род человеческий, Господь в исторически определенное время сошел на землю, чтобы воплотиться действием Святого Духа от Девы Марии, приняв наше человеческое естество. Он родился в Палестине, в городе Вифлееме. У Спасителя не было человеческого отца, ибо Его Отцом является Сам Бог. Следовательно, зачатие Его во чреве Богородицы происходило без семени мужа, поэтому и называется оно непорочным, бессеменным. Церковь в своих песнопениях говорит, что плоть Христа силой Божией внутри чрева Богородицы исткалась. Зачатие Христа было сверхъестественным. Еще Адаму и Еве после грехопадения было дано от Бога обетование-пророчество о Семени жены, которое поразит главу змия (см.: Быт 3, 15). Это первое обетование о Спасителе мира.
По словам святителя Филарета Московского, здесь содержится указание на таинство, которое выше природы: на рождение, о котором природа спрашивает: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» и о котором благодать ответствует: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя»; на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы. Церковь называет Богородицу Приснодевой, то есть Она была девственницей до рождения Христа, сохранила девство в момент рождения и оставалась Девой после рождества Спасителя.
Как такое могло произойти? Для Бога ничего невозможного нет. Он Своей Премудростию, Словом создал этот мир. Первого человека — Адама — Бог создал из персти земной и вдохнул в него дыхание жизни, и чудо рождения без участия мужа также подвластно Ему. Христианский писатель III века Тертуллиан пишет: «Подобно тому, как земля (при творении первого человека) была обращена в эту плоть без семени мужа, так и Слово Божье могло перейти в материю той же плоти без связующего начала».
Иисус Христос воспринял все человеческое естество (душу и тело), чтобы воссоздать, обожить, спасти его. Божественная природа во Христе не поглотила человеческое естество, как учат некоторые еретики, но два естества в Нем пребудут навечно неизменно, неразлучно и неслитно. Спаситель, приняв на Себя человеческую плоть и душу, является одновременно и Истинным Богом, и истинным человеком во всем, кроме греха. Он трудился, испытывал холод, зной, голод и жажду. Он был искушаем сатаной, знал немощи человеческие, но победил их, и соблазны не коснулись Его. Господь неустанно трудился для людей: проповедовал, исцелял больных, воскрешал мертвых. Своим воплощением Господь воссоздал нашу истлевшую грехом природу, обожил ее и показал нам путь спасения, путь истинной христианской жизни. Святоотеческое учение о Боговоплощении заключено в емкую формулу: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. И теперь всякий рожденный от Христа через крещение в Его Церкви становится новым творением: «которые, ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 13).
Четвертый член Символа веры
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного.
Крестная жертва Христа Спасителя на Голгофе за нас — это акт высочайшей Божественной любви. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 16). Сам Господь Иисус Христос говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). Эту жертвенную любовь явил Сам Господь. За други своя — значит за нас с вами, за всех чад Божиих. Крестная смерть была самой мучительной и позорной казнью в Римской империи, человек много часов испытывал нестерпимые муки. Из него как бы по каплям выходила жизнь. Иисус Христос был распят при наместнике императора, правителе Иудеи Понтии Пилате. Его имя внесено в Символ веры, чтобы подтвердить историческую реальность события. Нехристиане часто не могут понять, почему мы носим на своей груди крест, изображаем на себе крестное знамение, венчаем крестом купола наших церквей и вообще очень чтим крест. Они говорят: зачем вы почитаете крест? ведь на нем распяли вашего Бога! Но именно поэтому для нас Крест Христов является святыней. Ведь он постоянно напоминает нам, какая огромная жертва была принесена за людей и как велика Божественная любовь к людям. Бог не только сотворил человечество и заботится о сотворенных им людях, но, если надо, Он готов пойти за Своих грешных и недостойных чад на смерть, на распятие.
Бог восходит на крест, чтобы принести Себя в жертву за грехи людей и тем самым избавить их от греха и вечной смерти. Бог создал мир с непреложными духовными и физическими законами. Одним из духовных законов является то, что грех, преступление должны иметь последствия, наказание. Наказанием за грехи человечества являлась вечная смерть. «Что посеет человек, то и пожнет». (Гал 6, 7). Грехи людей умножились настолько, что человечество своими силами уже никак не могло восстать из бездны грехов, поэтому то наказание, которое должны были получить люди, берет на Себя Сам Господь. «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами его мы исцелились» (Ис 53, 5), — говорит о Божественной жертве пророк Исаия. Можно использовать такой образ, который, несомненно, является весьма условным, упрощенным. Допустим, некий юноша, почти еще отрок, совершил преступление. Он должен понести за него суровое наказание, например, много лет провести в лагере строгого режима, а может быть, даже умереть. При совершении преступления присутствовал его отец. И вот отец, зная, что сын не сможет понести наказание, что вся его жизнь будет исковеркана, испорчена тюрьмой, а может быть, он и вовсе никогда не выйдет из лагеря и сгинет там навечно, решается на подвиг. Он, будучи сам невиновным, берет на себя преступление сына и несет за него наказание. Тем самым он спасает сына от страданий и смерти и дает ему пример высочайшей любви и самопожертвования.
Христос называется вторым Адамом. Почему? Мы все по плоти, по человеческому естеству происходим от нашего общего праотца — Адама. Он некогда согрешил, не сохранив своего первозданного достоинства. После грехопадения духовная и телесная природа человека исказилась, в мир вошли болезни и смерть. Мы, как люди, как потомки первого Адама, наследовали его испорченную грехом природу. Но вот в мир приходит Спаситель. Он прожил на земле без греха, победив соблазны и грех, Он принес за нас жертву на кресте и воскрес. Господь Иисус Христос обновил наше падшее естество, и теперь каждый, кто рождается от Христа, как от второго Адама, и идет указанным Им путем, распинает плоть со страстями и похотями (Гал 5, 24), наследует вечную жизнь со Христом.
Пятый член Символа веры
И воскресшего в третий день, согласно с Писанием.
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа является основой нашей христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15, 14). Праздник Воскресения Христова, Пасха — самый главный христианский праздник. Он называется в пасхальном каноне Праздником праздников и торжеством из торжеств. Мы каждую неделю вспоминаем событие воскресения Христа, празднуя день воскресный пятьдесят два раза в году.
Почему без воскресения наша вера была бы тщетной и потеряла бы смысл? Потому что Христос пришел на землю, страдал и умер, чтобы воскресить нашу человеческую природу и одержать победу над диаволом, адом и смертью. А если бы не было воскресения, то это было бы невозможно. Все закончилось бы Страстной пятницей, смертью и погребением Христа. Но Христос воскрес, и теперь мы имеем веру и надежду воскреснуть с Ним.
До воскресения Христова все люди после смерти сходили в ад, в преисподнюю земли. По-еврейски это место называлось шеол. Даже души ветхозаветных праведников находились там. Происходило это потому, что еще не была принесена искупительная жертва Христа. Сам Спаситель после Своей смерти сошел в преисподнюю. Он сходит в ад, чтобы проповедовать там и вывести из него души всех с верою ожидавших Его. «Во гробе плотию, во аде же с душой, как Бог», — поется в пасхальном песнопении. На третий день Христос воскрес и Своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении. Отныне ад не имеет власти над последователями Христа, живущими по Его заповедям. В ад может попасть только тот, кто сам отверг путь спасения.
Символ веры говорит, что Спаситель воскрес в третий день, согласно с Писанием. Какие тексты Писания говорят нам о воскресении? Во-первых, Сам Господь Иисус Христос постоянно говорил о Своем будущем воскресении, предсказывал его. Достаточно вспомнить Евангелие: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16, 21). Предсказания Христа о Своем воскресении из мертвых содержатся во всех четырех Евангелиях. Что касается ветхозаветных пророчеств, здесь в первую очередь можно привести слова пророка Давида, сказанные от лица Мессии Отцу: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15, 10). Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом смерти и воскресения Спасителя. Господь Сам говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12, 40).
После Своего воскресения Господь неоднократно являлся Своим ученикам: Марии Магдалине, другим женам-мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам (Луке и Клеопе) по дороге в Эммаус, одиннадцати ученикам, позже двенадцати ученикам, семи ученикам на берегу Тивериадского моря, пятистам последователям, апостолу Иакову (см.: 1 Кор 15, 16), апостолам в день Своего Вознесения.
Мы так подробно написали об этом, чтобы показать: величайшее чудо воскресения засвидетельствовали многие люди, которые впоследствии стали проповедниками христианства. Пещеру, где было погребено тело Христа, охранял специально отобранный отряд римских воинов. Если бы ученики Христовы пришли ночью унести Его тело, как говорили потом иудеи, хоть один из них заметил бы их и задержал бы. Мы знаем: даже после того, как гробница опустела и иудеи сказали, что тело похитили ученики, никто из последователей Христа не был схвачен и допрошен. Пещеру закрывал большой, тяжелый камень, который бесшумно невозможно отвалить. Если бы тело Иисуса забрали Его враги, то, конечно, они не стали бы скрывать этого факта и очень скоро показали бы его народу, чтобы опровергнуть прижизненные свидетельства Христа о Своем воскресении.
Шестой член Символа веры
И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца.
После Своего воскресения Господь еще в течение сорока дней находился на земле со Своими учениками, чтобы уверить их в истинности воскресения, укрепить их веру и дать необходимые наставления. После этого Он провел их от Иерусалима до Вифании. Подняв руки, благословил их и стал возноситься на небо, и облако взяло Его из вида их (Деян 1, 9).
Вознесение произошло на горе Елеон. Известно, что Спаситель любил эту гору и часто удалялся туда для молитвы. Господь Иисус Христос вознесся на Небо Своим человечеством, а Своим Божеством Он всегда пребывал с Богом Отцом. Небо, на которое вознесся Господь, — это место особого присутствия Божия, горнее, то есть возвышенное, место, Царство Божие. Христос прошел весь путь нашей человеческой жизни и вознесся на небеса. Этим Он прославил наше человеческое естество и указал путь в Отечество Небесное, в горний Иерусалим.
Слова Символа веры о восхождении Господа Иисуса Христа на небо имеют основание в Священном Писании: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Евр 4, 10).
В Символе веры также сказано, что Христос воссел по правую сторону от Отца. Это надо понимать духовно. Эти слова указывают на то, что Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, имеет одинаковую силу и славу с Отцом. «Я и Отец — одно» (Ин 10, 30), — говорит Он Сам о Себе.
Седьмой член Символа веры
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца.
Первое пришествие на землю Господа Иисуса Христа было смиренным. Он воспринял на Себя образ раба (Флп 2, 7). Второе Его Пришествие будет иным. Он снова придет, но уже во славе как Судия, для того чтобы судить дела всех людей, как доживших до Его Второго Пришествия, так и умерших.
Второе Пришествие будет весьма грозным. Сам Господь говорит о нем так: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф 24, 29–30).
Когда это произойдет? Спаситель говорит нам: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24, 36).
И раньше появлялись, и в наше время нередко появляются всевозможные лжепредсказатели, которые пророчествовали о конце света и даже называли точную дату этого события. Тем, кто будет сообщать число или точное время Страшного Суда, верить нельзя, ибо оно неведомо никому, кроме Бога. К тому же для любого из нас каждый день нашей жизни может стать последним, и мы должны будем ответить перед Нелицеприятным Судией. Вот что говорит о кончине этого мира и о нашей собственной кончине святитель Игнатий (Брянчанинов): «Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к Страшному Суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особенно милостью, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь — побудительная причина милости — есть совокупность христианского совершенства (Кол 3, 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (см.: Мф 5, 44, 48). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5, 7); «суд без милости не оказавшему милости» (Иак 2, 13)».
Перед концом мира будут предсказанные в Священном Писании войны, смуты, землетрясения, голод и народные бедствия. Произойдет оскудение веры и любви. Умножатся беззакония. Явится человек погибели, антихрист, лжемессия — человек, который захочет стать вместо Христа, занять Его место и иметь власть над всем миром. Достигнув верховной земной власти, антихрист потребует себе поклонения как Богу. Власть антихриста будет уничтожена пришествием Божиим.
После Своего пришествия Господь будет судить всех людей. Как будет происходить Страшный Суд? Святитель Филарет Московский пишет, что Бог «будет судить так, что совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления». Другой святитель, Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, также говорит: «Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих, и эти записи, эти “книги” раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас. Когда раскроются “книги”, всем станет ясно, что корни всех пороков — в душе человека. Вот пьяница, блудник — когда умерло тело, кто-то подумает: умер и грех. Нет, в душе была склонность, и в душе грех был сладок. И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние».
Господь говорит о страдании осужденных в геенне огненной, во тьме внешней, где будет плач и скрежет зубов. Геенна огненная — это в первую очередь внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и тут будет плач и скрежет зубов бессильной злобы.
Судить мир будет Господь Иисус Христос. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин 5, 22). Почему? Потому что Сын Божий есть и Сын Человеческий. Он жил здесь, на земле, среди людей, испытывал скорби, страдания, искушения и саму смерть. Ему ведомы все скорби и немощи человеческие.
Последний суд будет страшным, потому что пред всеми откроются все человеческие дела и прегрешения, и еще потому, что после этого суда уже ничего нельзя будет изменить, и каждый получит достойное по делам своим. Как человек жил на земле, как готовился к встрече с Богом и какого состояния достиг, то и пойдет с ним в вечность. И пойдут достойные, праведные в вечную жизнь с Богом, а грешники — в муку вечную, уготованную диаволу и его слугам. После этого наступит вечное Царство Христа, Царство добра, правды и любви.
Но Господь не только грозный Судия, Он и Милосердный Отец, и, конечно, Он по Своему милосердию сделает все возможное, чтобы не осудить, а оправдать человека. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… Господь на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».
Восьмой член Символа веры
И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Святой Дух — третья Ипостась, третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равночестен Отцу и Сыну. Он — Бог, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом.
Святой Дух назван Животворящим, дающим жизнь, во-первых, потому, что Он вместе с Отцом и Сыном участвовал в творении мира. В книге Бытия, при описании творения земли, говорится: «и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2). «Дух Божий создал меня» (Иов 33, 4), — говорит праведный Иов. Во-вторых, Святой Дух дает вместе с Отцом и Сыном духовную жизнь людям, сообщая им Божественную благодать. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин 3, 5).
Пророки, провозвестники слова Божия, писали свои книги не от себя, а по наитию Святого Духа, поэтому Священное Писание называется богодухновенным.
Господь Иисус обещал послать Своим ученикам, святым апостолам, Святого Духа, Которого Он называет Утешителем: «Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин 15, 26). В пятидесятый день по воскресении Христа, когда апостолы были собраны в одном месте, в Сионской горнице, на них сошел Дух Святой в виде огненных языков и сообщил им благодатные дары.
С этого времени Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в святых Таинствах. Святитель Василий Великий сравнивает Святого Духа с солнечным светом, согревающим и дающим жизнь: «Каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа».
Девятый член Символа веры
В Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение для оставления грехов.
Церковь имеет не человеческое, а Божественное происхождение, ее основал Сам Господь Иисус Христос, придя на землю и собрав первую общину Своих учеников-последователей. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Иисус Христос является также Главой Церкви, о чем свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел говорит, что: «Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф 1, 22–23). Слово Божие не случайно употребляет в отношении Церкви название Тела Христова. Спаситель сравнивает Себя с лозой: «Я есмь лоза, а вы ветви». (Ин 15, 15). Как ветки растут на дереве, происходят от него, получают жизнь и приносят свои плоды, питаясь соками ствола, и все вместе образуют единое древо, так и христиане происходят от Христа, берут начало и жизнь от своего Учителя и Бога и вместе образуют единую Церковь, приносящую плоды веры. Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12, 27).
Церковь составляют все люди, едино исповедующие веру православную, живущие по всему миру, поэтому Церковь называют Вселенской. Церкви принадлежат не только православные христиане, ныне живущие на земле, но и все ее чада, которые ныне уже отошли в мир иной, ибо Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк 20, 38). Матерь Божия, все святые, небесное воинство Архангелов, Ангелов и всех Небесных Сил бесплотных также составляют единую Церковь со всеми нами. Таким образом, Церковь едина, но подразделяется на земную и небесную. Она называется Святой не потому, что состоит только из святых и праведников, но потому, что она основана Самим Господом и в неповрежденности и святости хранит учение, данное Им. Церковь свята еще и потому, что в ней действует Святой Дух, благодатью Которого совершаются все церковные Таинства.
Господь создал Церковь и дал ей все необходимое для нашего спасения. Святитель Филарет Московский определяет Церковь как «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Поэтому грешат и глубоко заблуждаются те люди, которые говорят, что верят в Бога, но Церковь не признают, считая ее каким-то позднейшим человеческим установлением. О таких людях священномученик Киприан Карфагенский сказал: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Этот же святитель говорил: «Нет спасения вне Церкви». Следовательно, нельзя называть себя православным христианином и не веровать в Церковь, установленную Христом. Нельзя отрицать церковную иерархию, которая также дана Спасителем и имеет непосредственное преемство от самих апостолов. Нельзя считать себя членом Церкви и не участвовать в святых Таинствах, которые были установлены еще в апостольское время и имеют основание в Священном Писании.
Церковь называется Соборной, то есть всеобщей, Вселенской, потому что она, как отмечает святитель Филарет Московский, «не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов». Слово церковь с греческого экклесия переводится как собрание верующих. Церковь является соборной еще и потому, что высшая власть в ней принадлежит Соборам (Вселенским и Поместным). Они собираются для обсуждения очень важных церковных вопросов. На Вселенских Соборах присутствуют епископы по возможности со всей Вселенской Церкви. Также жизнью Церкви руководят Поместные Соборы, которые регулярно собираются в Поместных Православных Церквах. Поместные Церкви — это Церкви, расположенные в разных странах. Каждая из них обладает самостоятельностью, имеет своего предстоятеля (главного епископа Церкви), но все являются членами единой Вселенской Православной Церкви.
В Церкви, основанной Спасителем, действует Святой Дух. Он участвует в жизни Церкви, поставляет церковную иерархию и преподает Свои благодатные дары в Таинствах и священнодействиях церковных. Апостол Павел обращается к пресвитерам (священникам) с такой речью: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20, 28).
Господь приобрел, стяжал Свою Церковь, пролив за нее Свою Божественную Кровь, претерпев страдания и саму смерть. Он поставил апостолов, дав им власть совершать святые Таинства: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22–23). Это сказано о Таинстве исповеди, в котором Господь через священнослужителя разрешает кающегося человека от греха. Спаситель дал апостолам власть совершать и другие Таинства: причащения, крещения, священства. Святые апостолы получили от Христа и епископскую власть, они поставляли (рукополагали) себе преемников, других епископов. С тех пор апостольское преемство в Церкви через непрерывную цепь рукоположений не прекращается. Каждый из существующих ныне православных епископов имеет преемство от самих апостолов. Поэтому Церковь наша называется Апостольской. И апостолы, и последующие епископы рукополагали пресвитеров, священников. Пресвитеры могут совершать все Таинства, кроме рукоположения. Священник — вторая ступень церковной иерархии после епископа. Рукополагать, поставлять в священника может только епископ.
Церковь как богочеловеческий организм пребудет, по обещанию Спасителя, до скончания века.
Десятый член Символа веры
Исповедую одно крещение для оставления грехов.
Исповедую — значит, несомненно признаю, верую. Почему едино крещение? Святой апостол Павел говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4, 4). Это означает, что существует только одна истинная Церковь, установленная Единым Истинным Богом, и в ней существуют спасительные Таинства, так как благодать Божия действует в Церкви. Единственность и неповторимость крещения внесены в Символ веры еще и потому, что во времена первых Вселенских Соборов были споры по поводу того, как принимать отпадших от Церкви еретиков: нужно ли повторять над ними Таинство крещения или нет? II Вселенский Собор дополнил Символ словами о том, что крещение может быть только одно. Отпадших во время гонений было решено принимать через покаяние.
В Символе веры называется крещение, но не упомянуты другие Таинства. Почему? Крещение является Таинством вхождения в Церковь, без него нельзя стать христианином, последователем Христа и членом Его Церкви. Входя в Церковь через крещение, как через врата, человек получает возможность приступать и к другим Таинствам и церковным священнодействиям. В Церкви имеется семь Таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, елеосвящение (или соборование), венчание и священство.
Итак, духовная жизнь христианина начинается с крещения, он рождается в этом Таинстве для жизни новой, жизни со Христом. Господь посылает апостолов, чтобы они проповедовали Его учение, слово Божие всем людям и крестили всех, кто уверует во Христа и захочет следовать за Ним: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28, 19–20). В другом Евангелии, написанном святым евангелистом Марком, Спаситель говорит про крещение: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мф 16, 16). Необходимым условием крещения является вера и жизнь по вере. Крещение — это не только новое рождение, но и смерть для жизни греховной, плотской: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим 6, 8), — произносим мы слова апостола Павла при Таинстве крещения.
Перед погружением в святую купель с призыванием имени Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа — приступающий к крещению отрекается от диавола и от всех дел его, то есть от греховной жизни. Он сочетается Христу, обещает хранить веру в Господа и верность Ему, обещает исполнять волю Божию и жить по Его заповедям. Эти обеты, данные при крещении, надо свято соблюдать всю жизнь.
В водах крещения человек потопляет свои грехи, свое падшее естество, выходя из купели очищенным и обновленным. Он получает благодать и силу на борьбу с диаволом и грехом. Поэтому в Символе веры сказано, что крещение совершается во оставление грехов. Когда к Таинству крещения приступает взрослый человек, от него требуется не только вера, но и покаяние в грехах.
В Православной Церкви совершается крещение и взрослых, и младенцев. Младенцев мы крестим по вере родителей и восприемников (крестных), которые являются поручителями за них перед Богом. И родители, и крестные должны быть людьми верующими, знающими свою веру и живущими по ней. Они должны воспитать ребенка в вере. Прообразом новозаветного крещения был ветхозаветный обряд обрезания, он совершался над младенцами в восьмой день после рождения. Апостол Павел прямо называет крещение «обрезанием нерукотворенным» (Кол 2,11). Известно, что уже святые апостолы совершали крещение над целыми домами, семействами, в которых, конечно, были и маленькие дети. Сам Господь повелел не препятствовать детям приходить к Нему: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк 18, 16). То, что благодать Божия может сообщаться по вере других людей, явствует из Евангелия. Когда ко Христу обращались люди, с верой прося об исцелении своих родных и друзей, Господь совершал чудеса по вере просящих. Так, начальник синагоги Иаир просил исцелить свою дочь. Женщина-сирофиникиянка молила об изгнании беса из своей дочери. Когда ко Господу пришли четыре человека и принесли своего расслабленного (парализованного) товарища, Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5).
Для любого православного верующего человека, имеющего детей, немыслимо, чтобы наши чада оставались вне благодати Божией, которая преподается в спасительных Таинствах Церкви. Поэтому Православная Церковь своими каноническими правилами установила необходимость крещения младенцев. Например, в 124-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия (то есть крещением), из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении, тот да будет анафема». Таким образом, понятно, что младенцы хотя и не имеют личных грехов, но также нуждаются в очищении и благодати Божией, действующей в Таинствах (они, как и все люди, наследуют падшее прародительское естество, склонное ко греху).
Одиннадцатый член Символа веры
Ожидаю воскресения мертвых.
Человек создан Богом существом бессмертным. После грехопадения Адама человеческое тело стало подверженным болезням. Оно стареет и постепенно, с возрастом, разрушается. Тело утратило свои бессмертные свойства. Люди рождаются, живут на земле, а потом умирают. Бессмертная душа разлучается с телом после смерти. Душа проходит частный суд. Господь определяет место пребывания души до дня Страшного Суда. При кончине мира, в день последнего суда, Бог воскресит, восстановит тела умерших людей, чтобы вынести Свой окончательный приговор человечеству и отделить достойных вечной блаженной жизни с Богом от тех, кто по своим грехам недостоин Царства Божия. Нераскаянные грешники пойдут в муку вечную (Мф 25, 46), в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25, 41), то есть в место, лишенное Божественного света, где они будут пребывать в вечных муках вместе с сатаной и его служителями.
Нынешнее состояние усопших, то есть существование души без тела, является не окончательным и не полным. Человек — это не только душа, но и душа, и тело вместе. Поэтому для суда над всеми людьми и дальнейшей вечной жизни Господь воскресит усопших в теле. Те люди, которые на момент Второго Пришествия Христова будут живы, также предстанут на суд Божий.
Господь Иисус Христос, пройдя полным путем человеческой жизни от рождения до смерти, показал нам путь, который ожидает всех усопших людей. Он воскрес, и Его душа соединилась с телом. Об этом говорит апостол Павел: «если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4, 14–17).
В Священном Писании как Нового, так и Ветхого Завета много раз говорится о будущем воскресении мертвых. Господь дал пророку Иезекиилю видение, которое не только имеет историческое значение (пророчество о возрождении избранного народа после окончания Вавилонского плена), но, прежде всего, является прообразом всеобщего воскресения мертвых. Пророк видит поле, полное мертвых, сухих человеческих костей. И вот Бог говорит, что введет в них дух, обложит жилами, нарастит на них плоть и обтянет кожей. И все происходит по слову Господню: «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез 37, 10).
Человеческому сознанию, привыкшему мыслить земными, ограниченными категориями, сложно представить, как может произойти воскресение давно умерших людей и восстановление распавшейся плоти. Но мы знаем, что Господь создал первого человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт 2, 7), то есть дал ему бессмертную душу. Земля, прах земной — это набор химических элементов, из которых состоит вся природа, в том числе и человек. Умирая, тело разлагается и возвращается в состояние праха. После грехопадения Бог говорит Адаму, что ты… возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3, 19). Конечно же Бог, Который некогда создал человеческое тело из естества земли, сможет и восстановить истлевшее тело человека.
Чтобы уверить нас в будущем воскресении тел, апостол Павел использует образ зерна, брошенного в землю: Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. <…> Так и при воскресении мертвых (1 Кор 15, 35–38, 42).
Двенадцатый член Символа веры
И жизни будущего века. Аминь.
После всеобщего воскресения и Страшного Суда земля посредством огня будет обновлена, преображена. На новой земле будет установлено Божие Царство, Царство правды: Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет 3, 13). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении о будущих судьбах мира увидел новое небо и новую землю (21, 1). Ничего греховного, нечистого, несправедливого на новой земле уже не будет. И природа, и человеческое естество обновятся. Апостол Павел пишет, что тела людей будут подобны воскресшему телу Спасителя: Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (2 Флп 3, 20–21).
В Царстве Божием не будет ни болезней, ни страданий, ни скорбей. Что это будет за жизнь? Как будут выглядеть новое небо и новая земля? Представить это трудно. Но несомненно одно: и Царство Божие, и жизнь в нем будет несравнимо прекраснее всех нынешних земных красот и радостей. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его, — говорит апостол Павел (1 Кор 2, 3). Можно привести такой пример. Живет человек, который страдает болезнью глаз от рождения. Он почти лишен света, окружающие предметы, людей он различает только как смутные силуэты. И вот ему делают операцию, и через некоторое время ему становятся доступны для созерцания все краски, все красоты окружающего мира. Или человеку, глухому от рождения, даровали слух и открыли перед ним прекрасный мир звуков, слов и музыкальных гармоний. Да, нам сложно представить, что Бог приготовил любящим Его, но мы чаем, верим, что жизнь с Господом, в постоянном Божественном свете и любви будет блаженной и прекрасной. Наши нынешние, земные радости не могут дать нам представления о той, иной радости и счастье. Даже радости духовные от любви к Богу, благодарности Ему, молитвы — это только слабое начало, тонкий росток того, что будет там, в новом царстве правды. Для нас ожидание жизни будущего века является предметом веры, нашего упования, и можно только пожалеть людей, которые этого упования не имеют и не верят в будущую жизнь.
Символ веры заканчивается словом Аминь, что означает: истинно, несомненно так. Этим мы подтверждаем, свидетельствуем, что принимаем как истинные православные христиане данное исповедание веры, оставленное нам святыми отцами и утвержденное Вселенскими Соборами.