«

»

25 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

«Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне…»

       Торжественный вход Господень в Иерусалим — это один из 12 великих переходящих праздников, и празднуется святой Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи.

       В народе этот праздник имеет несколько названий: Неделя ваий, Вербное воскресенье, Цветоносное или Пальмовое воскресенье. Откуда взялись эти названия?

        Здесь необходимо вспомнить некоторые евангельские события… Весной 33-го года накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения. На Пасху в город стекались толпы народа, ведь это был главный праздник.

       Иисус Христос тоже отправился в Иерусалим сразу после чудесного воскрешения из мертвых  своего друга Лазаря. Многие люди видели чудо воскрешения и уверовали, что Христос – тот Самый Мессия, который взойдет на царский престол и освободит народ от языческого Рима и которого так долго ждал Израиль. А ведь по древней традиции с зелеными пальмовыми ветвями встречали царей и воинов-освободителей.

       Вот и вышел израильский народ встречать своего Спасителя, отдавая честь как Царю и Спасителю, держа в руках пальмовые ветви и постилая  свои одежды перед Христом в знак особого уважения.

      Вот как эти события описывает Евангелие…

      Вскоре после воскрешения из мертвых четырехдневного Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками, и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто и никогда не садился. Когда же они исполнили повеление, Иисус сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму, встречаемый под приветственные возгласы учеников и народа, который постилая на Его пути свои одежды и срезанные с деревьев ветви, радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13). Совершая этот торжественный вход в Иерусалим, Господь тем самым показывает, что Он есть истинный Христос Царь и идет на страдания и смерть добровольно, а вот въезд на молодом осле символ того, что Царство, о котором проповедывал Христос – не от мира сего.

        Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на Святой город. Он знал, что спустя 4 дня этот же народ отвергнет Его и предаст на жестокие страдания. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и оттеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят здесь камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего» (т. е. времени, когда Господь посетит тебя).

       В последующие дни Иисус Христос снова учил в храме, и вновь слепые, и хромые обступали Его, и Он их всех исцелял. Народ же видя чудеса, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Только Первосвященники с книжниками и старейшины иудейские негодовали, и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.

       Разумеется, что после такого чуда, очевидцы и слышавшие о Нем, встречали Иисуса, как Бога, как Царя.  Вот что об этом пишет митрополит Сурожский, Антоний: «Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в Свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отомщено будем всем. А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он – не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти».

       Веры, многих кричавших, — «осанна Сыну Давидова …» хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскрешение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых быть не могло. Но к сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде и не все вместили учение Иисуса Христа, предлагавшего людям войти в Царство Божие через врата милосердия.

       Ежегодно православные христиане, вспоминая описанные Евангельские события, за неделю до Пасхи приносят в храм распустившиеся веточки вербы как проявление любви к Богу и Царю царей (ведь именно верба на территории Руси первой просыпается от зимнего сна и распускается). Отсюда и название Праздника на Руси – Вербное воскресенье.

       Верующие, находящиеся в этот день в храме на богослужении, держат в руках, первые распускающиеся весною ветви, тем самым прославляя Спасителя мира и Победителя смерти; Того, Который воскрешал умерших и в этот день входил в Иерусалим, чтобы умереть и воскреснуть, тем самым спасая нас от вечной смерти и вечного мучения. Веточка вербы служит знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех из мертвых.

 

Яндекс.Метрика