Фаворский свет
Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа отмечается ежегодно Православной Церковью 19 августа и входит в число 12 великих церковных праздников, т.н. «двунадесятых». Событие Преображения тесно связано с земной жизнью Христа и описывается в 3 евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки.
Как повествуют Евангелия, Иисус, взяв троих своих учеников (Петра, Иакова и Иоанна), вместе с ними взошел на гору Фавор для молитвы. Утомленные долгой дорогой и зноем, апостолы заснули, но были разбужены ослепительным светом, исходящим от молящегося преобразившегося Христа: «…И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Также апостолы стали свидетелями беседы Иисуса с ветхозаветными пророками – Моисеем и Илией – о грядущих крестных страданиях Спасителя за грехи всего человечества. Внезапно беседующих накрыло светлое облако, из которого раздался глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
В момент Преображения Христа, освященные удивительным неземным светом, апостолы почувствовали неимоверную духовную радость и желание навсегда остаться на горе, оставив все земные заботы и попечения. Таким образом, им было явлено Царствие Небесное, о котором часто говорил Господь и которое может быть открыто каждому верующему в Него и исполняющему Его заповеди.
После описанных событий Иисус и апостолы сошли с горы, при этом Спаситель запретил своим ученикам рассказывать о тайне Преображения кому бы то ни было «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).
Что же произошло на горе Фавор и что означает Преображение?
Событие, описанное в Евангелиях, произошло за 40 дней до распятия Христа, до Его крестных страданий и Воскресения. Своим Преображением Господь не просто открыл Свою Славу как Бог и явил прообраз Своего воскресения, но и показал возможность духовного преображения и очищения каждого человека, еще пребывая в бренном теле, а также укрепил своих учеников, зная, что они добровольно пойдут на страдания и лишения за проповедь Христианства. Таким образом, человечеству открылся совершенно новый духовный мир, не имеющий границ для совершенствования.
Преображение имеет и личное отношение к каждому крещенному человеку: мы, имея греховную человеческую природу, можем, как и апостолы, увидеть Фаворский свет и прикоснуться к Царствию Небесному, преобразив свои души делами любви, добра и милосердия.
Праздник Преображения отмечается Церковью с IV века, со времени построения св.равноап.Еленой на горе Фавор храма в честь этого События.
Почему же в народе Праздник Преображения называют «Яблочным Спасом»?
С давних времен существует традиция в конце лета освящать плоды нового урожая как знак благодарности Господу. Еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву, люди приносили первые плоды в Иерусалимский храм для благословения, а после принятия христианства освященные злаки и виноград нового урожая приносились в храм и жертвовались для совершения Таинства Причастия.
У восточных православных христиан и по сей день жива эта благочестивая традиция — благодарить Господа за собранный урожай и приносить в храм лучшие плоды. Учитывая климатические особенности Руси, ко времени Праздника Преображения, как правило, созревают древесные плоды: виноград, груши и сливы, поэтому в народе этот праздник более известен под названием «Яблочный Спас».
По сложившейся с давних времен традиции, 19 августа после Божественной Литургии священник окропляет святой водой принесенные православными верующими плоды с чтением особых молитв «На освящение начаток овощей (плодов)» и только после этого разрешается вкушение плодов нового урожая.
Виктория Маврокордато