«

»

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Богоявление

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Богоявление – один из важнейших двунадесятых господских праздников, и отмечается Православной Церковью 19 января.

В этот день Святая Церковь вспоминает евангельское событие — как Пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа на реке Иордан. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя и голос с неба назвал Его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф. 3:14-17).

Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий.

Таким образом, Крещение Господне это первое явление Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Христом последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Пророк Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам дал вечный пример смирения и послушания воле Божией.

После Крещения Иисус Христос удалился в пустыню, где постился в течении сорока дней, чтобы подготовиться к служению среди людей. В пустыне Он был, трижды искушаем диаволом, но остался верен Единому Богу.

Крещение Господне начали праздновать, еще, во времена апостолов. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником.

Накануне праздника установлен строгий пост. Этот день называется — Крещенский Сочельник. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил все водное естество, в этот праздник во всех Православных храмах происходит Великое освящение воды.

Этот обычай возник еще в древности, когда в первые, века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными). Поэтому, этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Со временем освящение воды превратилось своего рода в «визитную» карточку праздника.

По древней Православной традиции воду освящают дважды – в Навечерие (сочельник), и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз Великое освящение совершается в храмах, а во второй – на открытых водоемах: на реках, озерах и прудах.  Накануне праздника во льду прорубают «иордань» — прорубь в виде креста или круга. А в день Крещения после Литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и несли святыню домой.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Вся ли вода на Крещение святая?

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Ведь Дух Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения, вода невидимо становится освященной везде. А  Великое освящение воды в храме — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Есть традиция после освящения воды, когда верующие окунаются и даже плавают в ледяной воде; считается, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через Таинство Исповеди. А купание – это просто традиция.

 И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

источник: интернет-журнал «Фома»

Яндекс.Метрика