«

»

«Горящий к Богу огнем любви неугасимыя»

     

 Божьей милостью, каждый православный уголок Земли имеет своего заступника среди небесных покровителей. Иркутская земля – не исключение. Вместе со святителем Иннокентием Иркутским свои молитвы пред престолом Божьим о земле Сибирской возносит еще один удивительный святой – епископ Софроний, известный молитвенник, благотворитель, миссионер и чудотворец.


       Епископ Софроний Иркутский (в миру Стефан Назарьевич Кристалевский) — святой Русской православной церкви, почитается в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 30 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и 30 июня. В 2018 году Православная церковь отмечает 100-летие со дня канонизации Софрония.
       Будущий епископ Софроний родился 25 декабря 1703 года в местечке Березани Переяславского уезда Полтавской губернии от благочестивых родителей духовного звания. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата — Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.
       По одним сведениям, образование получил в Переяславской семинарии , по другим — окончил Киевскую духовную академию.
       В 1727 году Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь, где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского.
       В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», — предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом — иеромонаха.
       Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.
      В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.
      В 1750 году будущий святитель участвовал в переложении святых мощей благоверного князя Александра Невского в новую, серебряную раку.
      Известно, что в эти годы императрицей Елизаветой и государственными мужами в монастырь делались большие вклады. Императрица Елизавета в знак своей монаршей любви и уважения к отцу Софронию собственноручно вышила для него епитрахиль, пояс и поручи (шитые по серебряной парче и красному бархату цветными шелками, серебром и золотом).
      В связи с вдовством Иркутской кафедры императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как: «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского.»
       18 апреля того же года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. Во время хиротонии императрица подарила новому владыке белый саккос (шитый золотом и серебром, весь изукрашенный серафимами) который сама же вышила для него своими руками.
      20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь — место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящее служение.
      Ознакомившись с запущенным положением дел во долго вдовствовавшей епархии, святитель приступил к преобразованиям в духовной консистории, монастырях и приходах.
      В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим.»
       Владыка перевел из Вознесенского монастыря в архиерейский дом школу, после чего потребовал от благочинных прислать всех малограмотных клириков и их детей для воспитания и обучения. Владыка стал первым учителем; преподавал церковнославянский и русский языки. Уже через год в школе преподавались также латинский язык и риторика. Школьная программа была приближена к программе тогдашних духовных семинарий.
       Святитель не оставлял без внимания и паству. Он предпринимал многомесячные поездки по епархии — в Нерчинск, Шилку, Киренск, дважды в Якутск и до самой Камчатки. Целые месяцы, не жалея себя, проводил он в пути, часто передвигаясь по сибирским дебрям верхом на лошадях. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: пьянство, разбой, маловерие, отступничество или язычество, безграмотность и отсутствие каких бы то ни было школ. Владыка отдавал много сил воспитательной и просветительной деятельности: сам служил на приходах, произносил проповеди, призывая к борьбе с пороками и исполнению христианских заповедей. Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Следил за нравственной чистотой паствы, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним.
      Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения. Очень любил уставную службу, сам часто служил и всегда заботился о благолепии и торжественности богослужения, располагавших сердца молящихся к умилению, своим примером наставляя духовенство к красоте и возвышенности службы.
       «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит,» — так наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил сам.
       Щедрость святителя Софрония не знала границ. Всего себя отдавал он делу благотворения — не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами. И подлинно, от такой любви воспламенялись сердца пасомых: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами они, без различия племен и веры, шли к нему тысячами и отдавали свои души и сердца, умножая собою стадо Христово.
       Святитель вел обширную миссионерскую деятельность: посещал язычников, населявших Иркутск, Якутск, Камчатку, Забайкалье, посылал к ним миссионеров, которым давал подробные инструкции, собственноручно написанные. Мягкое и сердечное послание святителя Софрония оживило состояние миссии.
      Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества.
       Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Большую часть ночи владыка проводил в молитве; питался строго по-монашески. Сохранилось свидетельство келейника святителя, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка — вот и вся его постель для непродолжительного сна.»
       За годы управления епархией число храмов возросло в три-четыре раза, приходы получили подготовленных священнослужителей, была создана сеть приходских школ.
До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства. В 1770 году, предчувствуя свою кончину, святитель просил Святейший Синод об увольнении его на покой в родной Красногорский монастырь и о замене его более молодым архиереем. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Весной 1771 года святитель совсем занемог, а 30 марта, во второй день Пасхи, во втором часу по полудни, отошел ко Господу.
Тело почившего, облаченное в священные одежды, находилось в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора до 8 октября — шесть месяцев и десять дней, пока не получено было распоряжение Святейшего Синода о предании его земле. Гроб стоял поверх пола и был покрыт только одной крышкой. Все это время тело святителя оставалось нетленным. К нему уже тогда начали обращаться с молитвой о помощи и предстательстве пред Господом — и многие получали исцеление своих недугов, телесных и духовных.
       В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя — от них исходило благоухание. Слава о святом Софронии распространялась все шире и приумножалась за счет чудесных знамений от его мощей. Канонизация святого состоялась в 1918 году.

       13 июля, в день памяти святителя Софрония, епископа Иркутского в храме свт.Иннокентия Иркутского состоялась Божественная Литургия. По завершении богослужения настоятель храма, иерей Павел Гамандий, ознакомил прихожан с житием святителя Софрония и призвал верующих чаще читать жития святых, дабы иметь постоянный пример праведной жизни перед собой.

Яндекс.Метрика