«

»

Таинство Покаяния (исповедь)

Таинство Покаяния

 

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Следует понимать, что Покаяние — это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Вот что пишет о Покаянии и грехе свт.Иоанн Златоуст: «Существует две вещи: грех и покаяние. Грех, это — рана; покаяние — лекарство. В грехе стыд, в грехе позор; в покаянии — дерзновение, в покаянии — свобода, в покаянии — очищение от греха…»

Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Без Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Поэтому часто Таинство Покаяния еще называют вторым Крещением.

Что необходимо кающемуся для прощения грехов?

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их перед священником, твердое намерение исправить свою жизнь и не повторять впредь исповеданные грехи, вера в милосердие Божие.

Почему мы исповедуемся священнику?

Священник наделен от Бога правом, объявлять от имени Бога прощение грехов. Поэтому без священника невозможно Таинство исповеди. Сам Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: «Что вы свяжете не земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).

Эта власть «вязать и разрешить» перешла от апостолов к их преемникам – епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь – только «свидетель».

Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его. А перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд. Помогающий преодолеть грех. Кроме того священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Задача священника помочь выбрать правильное решение.

Как проходит исповедание грехов (исповедь)?

Исповедь состоит из видимой  и невидимой стороны Таинства покаяния.

Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов человека Богу в присутствии священника и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Это происходит следующим образом:

  1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая кающихся к чистосердечному раскаянию.
  2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая, не стесняясь и не оправдываясь.
  3. Священник, приняв исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью (часть священнического облачения) и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает (освобождает) кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался и раскаялся.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения (чтение разрешительной молитвы) от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедующийся примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью.

Как подготовиться к исповеди?

Как правило, в современной Церкви исповедь предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает душу кающегося к участию в этой Великой Трапезе.

Начинать готовиться к Исповеди и Причастию необходимо за неделю или, по меньшей мере, за три дня до самих Таинств. Подготовка состоит из:

— воздержания от пищи животного происхождения, т.е. соблюдение поста. В случае болезни, длительность и строгость поста обговариваются со священником;

— воздержания от развлечений, праздных разговоров и увеселений;

— в прилежном исполнении молитвенного правила каждого христианина (чтение утренних и вечерних молитв и одной главы Евангелия);   

— чтение специальных покаянных канонов (Господу Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю);

 Следует отметить, что важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию и раскаянию своих грехов и впоследствии отвращению к ним. Кающийся, образно говоря, должен принести на Исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце.

 Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным. Также полезно посещать в дни приготовления к исповеди богослужения в храме. Исповедоваться следует на вечернем богослужении или Всенощном бдении, которое проходит накануне воскресной или праздничной Литургии. По доброй традиции перед самой исповедью исповедующийся христианин поворачивается к присутствующим в храме лицом, делая поясной поклон, таким образом, испрашивая прощения у ближних.

Также для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, исповедник может придти на исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, главное чтобы  это было не простое формальное перечисление записанных грехов. Записку с грехами сразу же после исповеди нужно уничтожить.

Что является плодом покаяния?

Необходимо помнить, что Покаяние — это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это примирение с Богом и людьми, духовная радость от открывшейся человеку возможности быть причастным к Царствию Божьему, к вечной жизни.

Следует понимать, что в непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божие бесконечно.

Яндекс.Метрика